ТАТАРАМ 4700 ЛЕТ !
В.МИРЗАЯНОВ.
СЕНСАЦИЯ: ТАТАРСКОЙ ИСТОРИИ 4700 ЛЕТ!
В настоящее время работаю над переводов отрывков из книги профессора университета Колумбия в Нью-Йорке Ф. Хирца "THE ANCIENT HISTORY OF CHINA. TO THE END CHOU DYNASTY. Так, автор, основываясь на древних китайских записях пишет: "Различные названия, под которыми эти северные и западные соседи китайцев упоминаются во время раннего периода истории, должны быть вариациями в транскрипции одного и того же названия Hun или Hunnu. Таким образом мы находим Hun-yь, упомянутые как племя на северной границе, против которого император Huang-ti, полагается, воевал в двадцать седьмом веке д.н.э. (подчеркнуто мной – В.М.). Позднее название стало Hiйn-yьn, обозначение в использовании для представления термина Hiung-nu в третьем веке д.н.э."
Перевод отрывков планирую выставить на данном сайте в ближайшее время.
P.S. Этот дурацкий редактор моего сайта искажает французские транскрипции названий гуннов, за что приношу извинения. Возможно, мне следует в будущем использовать фотокопии.
Для меня это не сенсация...
Но для 99.999 процентов татар и другим таким оно и является!..
Ссылка только из одной книги...
Собрание сведений о народах, обитавших в Средней Азии в древние времена. Бичурин Н.Я.
(ОТРЫВКИ)
ВВЕДЕНИЕ К ПЕРВОЙ ЧАСТИ.
/I/ Первая часть содержит в себе историю древних среднеазийских народов одного монгольского племени; племена тунгусов и Тюрков отделены к второй и третьей части. Монголы, по сопредельности с Китаем, издревле имели связи с государством сим, но китайские историки не обращали внимания на них; почему образ древнего правления у монголов, их народные обычаи, порядок господствовавших у них поколений долго оставались неизвестными. Китайские историки заметили только, что Шунь-вэй, сын последнего государя из династии Хя, удалившийся в Монголию в 1764 году до Рождества Христова, почитается основателем первой монгольской династии Хунну. Уже в начале третьего столетия, когда Хунны сильно потрясли Срединное царство, китайцы узнали, что монголы незадолго пред тем временем находились под верховною властью двух единоплеменных Домов, хунну и Дун-ху. Хунну, по азиатским историкам Дом Могулл-хана, царствовал в западной половине Монголии; орда его стояла под Хангаем (близ Орхона); /II/ владения его простирались от Калгана к северу за Байкал, к западу до Тарбагатайских гор. Дун-ху, по азиатским историкам Дом Татар-хана, господствовал в восточной Монголии; орда его находилась в средоточии сей страны (в Карцинь); владения его простирались на запад до Калгана, на север до Хинганского хребта. Дун-ху, по выгодному положению занимаемой им страны, в силе превосходил хуннов; но по излишней самонадеянности, в 209 году пред Рождеством Христовым неожиданно пал под сильным ударом хуннов. Потомки обоих сих Домов взаимно возвышались и упадали, и сим образом в двух линиях попеременно господствовали в Монголии тринадцать столетай. В продолжение столь длинного периода из Дома Хуннов произошли Жужань, Дулга [Тукюэ], Ойхор [Хойху]; из Дома Дун-ху произошли Ухуань, Сяньби, Кидань; Муюн и Тоба считались отраслями Дома Дун-ху. С падением Дома Кидань пресеклась первая монгольская династия Хунну, продолжавшаяся в родовых поколениях с 1864 года до Р. Х. до 1115 года по Р. Х. Место его, после краткого промежутка (31 года) заступил Дом Монгол, доныне продолжающийся в поколениях монгольских князей.
С третьего столетия пред Рождеством Христовым до осьмого столетия по Р. Х. азиатские историки в главном, /III/ относящемся до древних событий в Средней Азии, согласны с китайцами. Известно, что китайская история писана и пишется правительством с актов и фактов современных. В этом отношении очень любопытно знать, из каких источников азиатские историки заимствовали свои сведения о древних событиях? или они сами писали, основываясь на заключениях, выводимых из соображения исторических данных, современных описываемым событиям? Основательное исследование сих двух вопросов может прояснить древнюю историю Азии; но при исследовании должно быть устранено указание на созвучие и авторитеты. Первое почти всегда обманчиво, а последние сами требуют тщательной поверки.
ОТДЕЛЕНИЕ I
ХУННУ
/1/ Сие отделение извлечено из исторических записок; и заключает в себе события 1)от древних времен Дома Хуннов до его возвышения, в 209 году пред Р. Х.; 2) от возвышения до его подданства Китаю в 57 году пред Р. Х.; 3) от подданства до его разделения на Домы южный и северный, в 25 году по Р. Х.; 4) от возвышения южных хуннов до их падения, в 215 году.
I. ОТ ДРЕВНИХ ВРЕМЕН ДОМА ХУННОВ ДО ЕГО ВОЗВЫШЕНИЯ, В 209 ГОДУ ПРЕД Р. Х.
[Шицзи, гл. 110]
Предок хуннов 28 был потомок Дома Хя-хэу-шы, 29 по имени Шунь-вэй. Еще до времен государей Тхан и Юй 30 находились поколения Шань-жун, Хяньюнь и /2/ Хуньюй. 31 Обитая за северными пределами Китая, переходят со своим скотом с одних пастбищ на другие. Из домашнего скота более содержат лошадей, крупный и мелкий рогатый скот; частью разводят верблюдов, ослов, лошаков [40] и лошадей лучших пород. Перекочевывают с места на место, смотря по приволью в траве и воде. Не имеют ни городов, ни оседлости, ни земледелия; но у каждого есть отделенный участок земли. Письма нет, а законы словесно объявляются. Мальчик, как скоро может верхом сидеть на баране, стреляет из лука пташек и зверков; а несколько подросши стреляет лисиц и зайцев, и употребляют их в пищу. Могущие владеть луком все поступают в латную конницу. Во время приволья, по обыкновению следуя за своим скотом, занимаются полевою охотою, и тем пропитываются; а в крайности каждый занимается воинскими упражнениями, чтобы производить набеги. Таковы суть врожденные их свойства. Длинное их оружие есть лук с стрелами, короткое оружие сабля и копье. 32 При удаче идут вперед; при неудаче отступают, и бегство не поставляют в стыд себе. Где видят корысть, там ни благоприличия, ни справедливости не знают. Начиная с владетелей, все питаются мясом домашнего скота, одеваются кожами его, прикрываются шерстяным и меховым одеянием. Сильные едят жирное и лучшее; устаревшие питаются остатками после них. Молодых и крепких уважают; /3/ устаревших и слабых мало почитают. По смерти отца женятся на мачехе; по смерти братьев женятся на невестках. Обыкновенно называют друг друга именами; прозваний и проименований не имеют. 33
Историческое пояснение. Хя-хэу-шы, есть историческое прозвание царей первой китайской династии Хя. Хя-хэу значит царь из дома Хя, шы значит прозвание; от слова в слово: по прозванию Хя-хэу. Цзе-кхой, последний государь из сей династии, умер в ссылке в 1764 году до Р. Х. Сын его Шунь-вэй в том же году со всем своим семейством и подданными ушел в северные степи, и принял образ кочевой жизни. Китайская история полагает сего князя праотцем владетельных Монгольских Домов.
При упадке закона 34 в Доме Хя, Гун-лю лишен был должности главного попечителя земледелия. 35 Он претворился в западного жуна, и построил городок Бинь. По прошествии слишком 300 лет Жун-ди стали нападать на [41] Большого Князя Шань-фу. 36 Шань-фу бежал к горе Цишань. Жители страны Бинь последовали за Шань-фу, и построили город, чем положили основание Дому Чжеу.
Историческое пояснение. После великого, известного по истории, наводнения в Китае, князь Ги, сотрудник князя Юй, за восстановление земледелия получил, в 2277 году до Р. Х., наследственную должность главного попечителя земледелия под названием Хэу-ги. Гун-лю, потомок его в десятом колене, лишенный сей должности, удалился в страну Бинь, где /4/ поселившись в соседстве с Жун-ди, переменил оседлую жизнь на кочевую. Это случилось в 1797 году до Р. Х. Шань-фу, потомок его, теснимый теми же Жунами, из Бинь переселился к горе Цишань, в 1327 году до Р. Х.
Еще по прошествии около 200 лет Си-бо Чан воевал поколение Гуань-и, 1140. 37 После сего [1140] по прошествии 10 лет Ву-ван, низвергнув Чжеу-синь, основал город Ло-и; опять поселившись в Фын-хао он прогнал Жун-и от Гин и Ло 38 на север. По временам Жун-и представляли дань под названием степной повинности, хуан-фу.
Историческое пояснение. Си-бо Чан от слова в слово: западный управляющий Князь Чан; это наместник западной половины Китайской империи и впоследствии основатель династии Чжеу. В. [великий] князь Вынь-ван. Ву-ван был сын его, получивший престол империи после династии Шан, в 1122 году до Р. Х. Ганму [из Тунцзянь-ганму].
По прошествии 200 лет закон Дома Чжеу начал ослабевать. В. [Великий] князь Му-ван ходил воевать поколение Гуаньжунов; получил от них четыре волка белых и четыре оленя белых и возвратился. С этого времени степные повинности прекратились. По прошествии около 200 лет после Му Ван, В. [Великий] князь из Дома Чжеу Ю-ван принял к себе наперстницу Бао-сы, и чрез то рассорился с князем Шень-хэу. 39 Шень-хэу рассердился и, соединившись с Гуань-жунами, [771] напал на В. [Великого] [42] князя /5/ Ю-ван, и убил его у горы Ли-шань, 40 771 г. Вследствие сего Гуань-жуны заняли страну Цзяо-ху, принадлежавшую Дому Чжеу, засели между реками Гин и Вэй-шуй, и продолжали утеснять Срединное царство. Сян-гун, князь удела Цинь, 41 подал [770] помощь Дому Чжэу; почему Пьхин-ван оставил, 770, Фын-хао и переселился на восток в Ло-и. В сие время Сян-гун, прогнав Жунов до Ци-шань, впервые встал в ряду удельных князей. 42 По прошествии 65 лет Горные Жуны перешли через удел Янь, и произвели нападение на удел Ци. Хи-гун, князь удела Ци, имел сражение с ними под стенами [706] своей столицы, 706. Еще по прошествии 44 лет Горные Жуны произвели нападение на удел Янь. Князь сего удела просил помощи в уделе Ци. Хуань-гун, князь удела Ци, пошел на север против Горных Жунов. Горные Жуны ушли.
[662] Историческое пополнение. В 662 году Жуны произвели набег на удел Хин: но глава Сейма князь Хуань-гун ускорил помощью. В 660 г. Жуны простерли набеги до Желтой реки, разорили удел Вэй, и самого князя убили. В 650 году они завоевали удел Вынь, которому В. [Великий] князь не подал помощи в свое время. В 644 году произвели набег на удел Цзинь, коего князь был главою Имперского союза. В 642 году, когда князь удела Ци был разбит соединенными войсками Имперского союза, Жуны приняли . сторону князя, и в пользу его произвели нападение, на удел Вэй. Ганму [из Тунцзянь-ганму].
/6/ Еще по прошествии двадцати лет Жун-ди пришли к городу Ло-и, и напали на В.[Великого] князя Сян Ван.В.[Великий] князь бежал в Фань-и, городок удела Чжен. За год пред [637] сим В. [Великий] князь Сян Ван, замышлял войну с уделом Чжен, 637, почему женился на княжне из поколения Жун-ди, и соединившись с сим поколением воевал Чжен: но вскоре после сего выслал от себя в. [Великую] княгиню. Княгиня огорчилась. Мачеха В. [Великого] князя Сян-Ван, именуемая Хой-хэу, хотела возвести сына своего князя Дай: почему Хой-хэу, В. [Великая] княгиня из Дома Жун-ди и князь Дай приняли сторону Жун-ди в столице, и отворили ворота им. Сим образом [43] Жун-ди вошли в столицу, изгнали В. [Великого] князя Сян Ван, и князя Дай [636] поставили Сыном Неба, 636. Вследствие о Жун-ди засели в Лу-хунь, 43 на восток простерлись до удела Вэй, 44 грабили Срединное государство. Срединное государство страдало. 45 В. [Великий] князь Сян Ван, прожив четыре года вне своих владений, наконец отправил посланника просить помощи в уделе Цзинь. Вынь Гун, князь сего удела, только что по вступлении на престол начал домогаться первенства на Сейме. Собрав войско, он выгнал Жун-ди, казнил князя Дай, и ввел В. [Великого] князя Сян Ван в Ло-и. В это время уделы Цинь и Цзинь считались уже сильными государствами. Вынь Гун, князь удела Цзинь, прогнал Жун-ди, поселившихся в Хэ-си между рек Инь-шуй и Ло-шуй, 46 под названиями Чи-ди и Бай-ди. Му-гун, /7/ князь удела Цинь, привлек к себе Ююй, и восемь владений западных даунов добровольно покорились Дому Цинь: по сей причине от Лун на запад находились поколения Гуньчжу, Гуань-жун, Ди-вань, 47 от гор Ци и Лян, от рек Гин-шуй и Ци-шуй на север находились жуны поколений Икюй, Дали, Учжы 48 и Сюйянь; 49 от удела Цзинь на север находились жуны поколений Линьху и Лэуфань; 50 от удела Янь на север находились поколения Дун-ху и Шань-жун. 51 Все сии поколения рассеянно обитали по горным долинам, имели своих государей и старейшин, нередко собирались в .большом числе родов, но не могли соединиться.
Историческое пополнение. Шань-жун, в переводе Горные Жуны, есть название монгольского поколения, до второго века пред Р. Х., обитавшего на землях занимаемых ныне Аймаками Аохань, Наймань и Корцинь. Сие же поколение называемо было Бэй-жун, северные Жуны. Шань гора, Бэй [44] север суть китайские слова. От них на запад до Чахара обитали Дун-ху, что значит восточные Ху. Древняя китайская история когда слова Жун и Ху придает к племенам, обитавшим на севере Китая, то разумеет одних монголов; а когда применяет сии названия к народам на западе Китая, то под словом Жун разумеет Хухэнорских тангутов, а /8/ под словом Ху разумеет племена тюркского и персидского семейства. Жун-и, Гуань-и и другие поколения, ниже приводимые, кочевали в нынешней китайской губернии Гань-су, и состояли из монголов, перемешавшихся с тангутами; почему в истории Тибета и Хухэнора сии же самые поколения признаются тангутскими. Но здесь, так как ниже и в других поколениях монголы составляли главную силу: почему история и причисляет их к составу монгольского народа. Самый побег их от Желтой реки на север к Ордосу обличает в них монголов: потому что в это время главные силы монголов находились в Ордосе и на восток от Ордоса. Тангутские поколения, напротив, поражаемые китайцами, всегда отступали к Хухэнору, как к средоточию сил их.
После сего еще по прошествии ста лет Дао-гун, князь удела Цзинь, заключил мир с поколением жун-ди, [569] 569. Жун-ди явились к его Двору.
Еще по прошествии ста лет Сян Цзы, князь из удела Чжао, перешел Гэу-чжу и разбил войско удела Цзинь, овладел страною Дай, и сблизился с поколением Сумо; потом, соединившись с уделами Хань и Вэй, покорил удел Цзинь, и разделили земли сего удела между собою. По сему разделу удел Чжао получил земли от Дай и Гэу-чжу на север, удел Вэй приобрел Си-хэ и Шан-гюнь, в смежности с жунами. После сего Икюйские жуны, для ограждения себя, построили города, которые удел Цинь исподволь покорил себе. Впоследствии Хой Ван, В. [Великий] князь удела Цинь, взял у Икюйцев 25 городов, потом воевал с уделом Вэй, и отторгнул у него Си-хэ и Шан-гюнь. В царствование Чжао Ван, В. князя из Дома Цинь, владетель Икюйских жунов вступил в любовную связь с вдовствующею великою княгинею Сюань /9/ Тхай-хэу; 52 и беззаконно прижил с нею двух сыновей: но Сюань-тхай-хэу 53 коварно убила владетеля Икюйских жунов в дворце Гань-цюань: в след за сим отправлено войско в Икюй, и [45] царство сие уничтожено. Сим образом Дом Цинь приобрел Лун-си, Бэй-ди и Шан-гюнь, и для ограждения себя ют Ху построил Долгую стену. [307] Ву-лин В. [Великий] князь из Дома Чжао, в 307 году ввел в своих владениях одеяние кочевых ху, и начал обучать своих подданных конному стрелянию из лука. Он разбил на севере поколения: Линьху и Лэуфань, построил Долгую стену при подошве хребта Инь-шань от Дай и Бан до Гао-кюе и открыл области Юнь-чжун, Яй-мынь и Дайгюнь. После сего в царстве Янь явился искусный полководец Цинь Кхай, бывший заложником у ху. Ху возымели большую доверенность к нему. Цинь Кхай, по возвращении в отечество, внезапным нападением разбил дун-ху и распространил владения Дома Янь на 1.000 ли. Цинь Вуян с Цин Кхэ заколовший В. [Великого] князя царства Цинь, был внук полководца Цинь Кхай. Дом Янь также построил Долгую стену, простиравшуюся от Цзао-Ян 54 до Сян-пьхин 55 и для защиты от ху открыл области: Шан-гу, Юй-ян, Ю-бэй-пьхин, Ляо-си и Ляо-дун. В сие самое время Китай разделился на семь взаимно враждебных царств, и три из них /10/ граничили с хуннами. Далее при жизни Ли Мэу, полководца в царстве Чжао, хунны не смели вторгаться в пределы сего царства. Впоследствии, когда Дом Цинь покорил прочие шесть царств, Шы-Хуан-ди отправил на север против ху полководца Мын Тьхянь с 100.000 войска. Мын Тьхянь обратно завоевал Ордос, и положил Желтую реку границею; построил по берегу реки 44 уездных города, и населил их гарнизонами из преступников; провел прямую дорогу от Гююань до Юнь-ян; исправил в пограничных горах, где возможность дозволяла, отвесные ущелья от Линь-[214] тхао на северо-восток до Ляо-дун почти на 10.000 ли; 214. Наконец перешел за Желтую реку, и занял Бэй-гя у гор Ян-шань.
Дегинева история о хуннах, тюрках и монголах и Клапротовы Записки об Азии от начала до конца наполнены превратными понятиями о древних народах монгольского племени: потому что ни Дегинь, ни Клапрот не читали китайской истории во всей ее обширности; почему и то, что читали без связи в целом, не все ясно и правильно понимать могли.
Комментарии
28 Хунну есть древнее народное имя монголов. Китайцы, при голосовом переложении сего слова на свой язык, употребили две буквы: Хун злой, ну невольник. Но монгольское слово Хунну есть собственное имя, и значения китайских букв не имеет.
29 В Хань-шу Инь-и, замечания на историю Дома Хань, сказано: Хун-ну Шы-Цзу: что зн. родоначальник хуннов.
30 Тхан есть государь Яо, Юй есть государь Шунь, прозванные так от уделов, вначале им данных. Первый вступил на престол империи в 2357, второй в 2255 году до Р. X.
31 Цаинь Чжо пишет: “во времена государя Яо назывались Хунь-юй, при династии Чжеу Хяньюнь, при династии Цинь Хунну”; т. е. Хуньюй, Хяньюнь, и Хунну суть три разные названия одному и тому же народу, известному ныне под названием монголов.
32 Короткое копье с железною ручкою, по-кит. Шянь.
33 В Истории династии Хань сказано: Шаньюй прозывается Луань-ди.
34 Под законом дао разумеется порядок и благоустройство в государств[енном] управлении.
35 Сюй Гуан пишет: это праправнук князя Хэу-ги.
36 Сюй Гуан пишет: потомок князя Гун-лю в девятом колене.
37 Шы гу пишет: Си-бо Чан есть Вынь-ван, Гуань-и суть Гуань жуны; еще называются Гуань-и [в китайском написании разные иероглифы].
38 Название двух рек. См. в Географ, указателе Ло-шуй и Гин-шуй.
39 Шень-хэу кит. слова, знач. Шень-князь, т. е. князь удела Шень. В. [Великий] князь был женат на его дочери, которую оставил для наперстницы Бао-сы.
40 Вэй-шйо пишет: после Жуны поселились при этой горе и потому были названы Ли-жун.
42 Сян есть имя, Гун название княжеского достоинства, полученного им за отражение Жунов.
42 Составлявших имперский Сейм, членами коего были только ближайшие родственники великокняжеского Дома и потомки древнейших китайских государей.
43 Сюй Гуан пишет: Лу-хунь еще назывался Лу-и, т. е. городок Л у.
44 Вэй-хой-фу в губ. Хэ-нань.
45 Здесь опущено пять стихов из Мао-шы, из коих видно, что Монголы были прогнаны от Желтой реки на север до Ордоса.
46 Сюй Гуан пишет: Ин в Си-хэ, Ло протекает между Шан-тюнь и Пхын-юй.
47 Сии три поколения обитали в областях Гун-чан-фу и Лань-чжеу-фу и принадлежат к смешанным монголо-тангутским поколениям.
48 Сюй Гуан пишет: в Ань-дин.
49 Сюй Гуан пишет: в Бэй-ди.
50 Линьгу и Лэуфань кочевали на землях от Ордоса на восток, столица Лэуфаньского князя находилась в городке, лежавшем в 40 с небольшим ли от города Дай-чжеу на восток.
51 Шы-гу пишет, что поколения Дун-ху и Шань-жун суть предки Дома Ухуань, впоследствии сделавшегося известным под названием Сяньби.
52 Фу Цянь пишет: с матерью В. [Великого] князя Чжао Ван.
53 Сюань есть посмертное наименование, Тхай-хэу вдовствующая государыня.
54 Хань Чжао пишет: название места в Шан-Гу.
55 Три звена древней Великой стены, основанные тремя царствами: Цинь, Чжао и Янь задолго до построения Великой стены полководцем Мын Тьхань, простирались от юго-восточного угла Ордоса на восток до реки Ляо-хэ. Два западные звена лежали по южную сторону гор, окружающих Ордос, по направлению левого берега Желтой реки.
ЕЩЕ СКАЖУ ЧТО ИМЯ И САМОНАЗВАНИЕ "ХУН" означает "человек или люди" которое и сегодьня, например у монголов...
А КАКИМ ЯВЛЯЕТЬСЯ СМЫСЛ ИМЕНИ "ТАТАР" УЖЕ БЫЛО ПОЯСНЕНО В ПУБЛИКАЦИЯХ... КАК ВИДЕЛИ ОНО ИМЯ ОДНОГО ИЗ БЛИЗНЕЦОВ КОТОРОЕ ИМЕЛО "ДАЛЕКО" ИДУЩИЙ СМЫСЕЛ "ДЕРЖАТЬ" т.е. ДЕРЖАТЬ СТРАНУ, НАРОД И ВЛАСТВОВАТЬ! ЭТО МОЖЕТ СКАЗАТЬ КАЖДЫЙ, "НЕМНОГО" ХОРОШО ЗНАЮЩИЙ ТАТАРСКИЙ ЯЗЫК...А КАК СМЫСЛ "МОНГОЛ"А ? КОГДА ДАЛИ ТАКОЕ ИМЯ ВТОРОМУ БЛИЗНЕЦУ? ОНО ОЗНАЧАЕТ "ВЕЧНЫЙ НАРОД" или СТРАНА ОТ ТАТАРСКОГО МӘҢГЕ ИЛ !...ТО ЕСТ ВСЕ БЫЛО ОЧЕНЬ МУДРО, СО СМЫСЛОМ НА ВЕКА...НО МЫ...МЫ СЕЙЧАСЬ НИЧЕГО НЕ ДЕРЖИМ, ТОЛЬКО ОТДАЕМ...
А ТАТАРАМ,В САМОМ ДЕЛЕ,ИЛИ ХУННАМ, ИХ ПРЕДКАМ, ЕЩЕ БОЛЬЩЕ ЛЕТ...
Комментариев нет:
Отправить комментарий