1. Понятие брака в Исламе и его социальные аспекты
В мусульманских странах процент разводов на сегодняшний день является крайне низким. Это объясняется тем, что уклад жизни мусульман зиждется на традициях Ислама, где свадебный обряд и акт бракосочетания является одним из праведнейших и мудрейших обычаев.
Брак (по-арабски «никях») рассматривается в Исламе, прежде всего, как праведный акт, акт преданности и ответственности, как средство успокоения души и сердца. Он представляет собой обязательство человека перед Аллахом, обществом и самим собой. Это такой вид обязательства, в котором любящие и желающие друг друга мужчина и женщина, придерживаясь принципов взаимопонимания, искренности и терпимости, находят любовь и мир, сострадание и взаимность, комфорт и надежду, и в атмосфере любви и нежности воспитывают детей и строят счастливую семью. Все эти ценности и цели брака приобретают особую значимость и укрепляются, если они будут соответствовать нормам Ислама и будут восприняты супругами как религиозные установки, т.е. приняты как святое благословение.
Аллах создал мужчину – праотца человечества Адама (мир ему) – и создал для него из его же плоти супругу (Хаву) с тем, чтобы они в своем союзе обрели комфорт и отдых, нашли мир и спокойствие. Установление между супругами любви, ласки и благодати – знамение Аллаха.
В Коране имеются аяты, в которых содержится повеление Аллаха о необходимости создания человеком семьи. И неудивительно, что все упомянутые в Коране пророки, кроме ‘Исы (мир ему), были женаты. Что же касается пророка ‘Исы (мир ему), то он создаст семью и будет иметь детей после последнего его пришествия на землю, которое произойдет ближе к Концу Света.
Пророк Яхья (мир ему), хотя и существуют мнения ученых, что он вовсе не вступал вбрак, в действительности же был женат. Он женился, чтобы обрести пользу и вознаграждение, которые получает женатый мусульманин от Творца, а также выполнить Сунну и предостеречь свои глаза от запретного.
Бракосочетание является Сунной и качеством присущим пророкам. В хадисе Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует!) говорится: «Брак является моей Сунной, кто избегает моей Сунны, тот избегает и меня». В другом хадисе сказано: «Брак – моя Сунна. Кто полюбил это мое качество, пусть поступит согласно моей Сунне». Имеется множество хадисов, в которых однозначно рекомендуется вступать в брак, не только во избежание заблуждений, разврата, прелюбодеяния, так как брак решает и эти проблемы, но и с целью получения вознаграждения от Всевышнего.
Пророк (да благословит его Аллах и приветствует!) говорил, что все деяния человека прекращаются со смертью, кроме трех, среди которых был назван и праведный ребенок, взывающий к Аллаху за своих родителей. А благочестивый ребенек рождается и воспитывается в хорошей семье.
Халиф ‘Умар (да будет доволен им Аллах!) говорил: «От брака не отказываются, кроме как из-за несостоятельности или разврата». Здесь под несостоятельностью подразумевается отсутствие необходимых материальных средств или физического здоровья. ‘Умар (да будет доволен им Аллах!) вступал в брак много раз и подчеркивал, что женится ради благочестивого ребенка.
Двоюродный брат Пророка Ибн ‘Аббас (да будет доволен им Аллах!) отмечал, что сердце человека нигде не получает такого большого удовлетворения, наслаждения и успокоения, как в своей семье.
Сподвижником Пророка Ибн Мас‘удом (да будет доволен им Аллах!) сказано: «Если бы мне осталось жить всего лишь десять дней, то я бы захотел пожениться, чтобы при встрече со Всевышним не оказаться холостым». А у Ма‘аза бин Джабаля (да будет доволен им Аллах!) от чумы умерли две жены. И его самого тоже постигла чума, но, несмотря на все это, он говорил: «Жените меня! Поистине, я не хочу встретиться с Аллахом, будучи холостым». Эти примеры указывают на то, что за бракосочетание человек получает великое вознаграждение. Они видели в создании семьи не погоню за мирскими благами, а повиновение Воле Творца и следование Сунне Пророка (да благословит его Аллах и приветствует!), в котором заключено большое достоинство и безграничное счастье.
Выдающийся ученый и имам аль-Газали (да освятит Аллах его душу!) отмечает, что достоинство и преимущество женатого мусульманина над холостым такое же, как воюющего на пути Аллаха над остающимся дома. И один рака‘ат1 намаза женатого дороже и высокочтимее семидесяти рака‘атов неженатого человека.
Создание семьи через заключение брака, как соблюдение долга перед Аллахом и Сунны Пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует!), влечет за собой ряд важных социальных аспектов:
1. Удовлетворение потребности человека в продолжении рода. Рождение ребенка является одной из важнейших целей, ради которых и создается семья. В результате рождения ребенка, родители приобретают:
а) благоволение и довольство Аллаха, так как они совершают богослужение, стремясь родить ребенка для продолжения и сохранения человечества на земле;
б) любовь Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует!), так как увеличивают его общину;
в) благословение Аллаха из-за мольбы (ду‘а) праведных детей к Аллаху после смерти родителей;
г) заступничество ребенка за родителей, если ребенок умер еще в раннем возрасте. Чтобы удостоиться этого родители должны проявлять терпение и довольство Волей Аллаха. По этому поводу Пророк (да благословит его Аллах и приветствует!) сказал: «Поистине, ребенок потянет за собой в Рай и своих родителей» (Ибн Маджа).
Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует!) рассказывал, что в Судный день дети, умершие в младенчестве, соберутся на том месте, где все будут отчитываться за свои деяния. Ангелы будут вводить детей в Рай, а они же останутся стоять у ворот. Детям скажут, чтобы они зашли в Рай, так как они не будут отчитываться. Когда дети поинтересуются о месте нахождения их родителей, ангелы ответят, что их родители нечисты, потому что они грешили и теперь им придется отвечать перед Аллахом. Дети начнут кричать и поднимут шум у ворот Рая. Аллах спросит о причине их криков. Ангелы ответят, что дети мусульман отказываются войти в Рай без родителей. Тогда Аллах прикажет ангелам провести родителей вместе с детьми в Рай1.
Рождение ребенка становится началом нового этапа в развитии семьи, когда семья принимает на себя большую ответственность за будущее общества. Рождение детей является большим счастьем для супругов. Не зря сказано Пророком (да благословит его Аллах и приветствует!), что в доме, где есть дети, присутствует благодать, и чем больше детей, тем больше благодати. Даже воспитание детей облегчается с увеличением их количества. Родители получают вознаграждение от Аллаха за заботу о детях, а также за благие деяния, совершенные детьми. Однако, если воспитание детей не будет проходить на должном уровне и дети будут совершать зло, то родители получат такой же грех, что и дети. Необходимо уделять максимум внимания воспитанию детей, так как это тоже является причиной счастья родителей как на этом, так и на том свете.
2. Решается вопрос физиологических потребностей. Правильное удовлетворение этих потребностей ни в коем случае не осуждается Исламом, а, напротив, одобряется и даже считается святым деянием, за которое уготовано великое воздаяние. Этим самым человек защищает себя от козней сатаны, предохраняет свои глаза от запретного, а также от прелюбодеяния. В то же время Ислам настаивает на сдержанности и соблюдении мер в этом вопросе, подобно удовлетворению всех остальных потребностей человека.
3. Обретение супругами особого душевного спокойствия, гармонии и теплоты, проявляющиеся в ласках и одновременном укреплении своей веры в Аллаха, которую можно рассматривать как психологический фактор воздействия брака на человека.
4. Уменьшение для мужчин забот о домашнем хозяйстве (приготовление еды, уборка, стирка и т.д.) и для женщин забот, связанных с материальным обеспечением.
5. Удовлетворение особых эмоциональных потребностей, которые возможны только в условиях семейной жизни. В пору половой зрелости человек ощущает, что хочет любить и быть любимым. Он ищет для себя объект любви, влюбляется, зачастую разочаровывается и ищет новых чувств. Многие молодые люди тратят драгоценное время своей юности на эту проблему, расшатывая свою нервную систему от бесконечных эмоциональных стрессов, и в конечном счете, с разбитыми надеждами и неудовлетворенные жизнью, встречают свою старость. А ведь они могут обрести взаимность в браке, живя со своей любимой в мире, согласии и взаимопонимании. Созданная таким образом семья, соответствующая нравственным принципам Ислама, дает человеку большое наслаждение и радость жизни. Она – гарант стабильности и успеха, семейного счастья и благополучия. Таким образом, потребность в том, чтобы любить и быть любимым – это внутренняя и естественная потребность человека, которая наилучшим образом удовлетворяется в семейной жизни.
Во многом, именно благодаря браку, человек может сопротивляться своему «нафсу»1, своим страстям, выполняя свои обязанности, обучая и направляя свою супругу и детей на путь Всевышнего Аллаха.
Предписание Ислама о заключении брака в равной степени применимо как к женщине, так и к мужчине. Каждый из них узнает о своих обязанностях перед Господом и Его Пророком, перед обществом и самим собой прежде всего в своей семье. Уважение к старшим и забота о младших также вырабатываются в семье. Семья – это первый источник любви и воспитания. Такова точка зрения Ислама на бракосочетание в его высоком и чистом виде.
§2. Выбор будущей супруги
Мусульманин не должен торопиться с выбором своей спутницы жизни. Он должен найти именно ту девушку, которую украшают высокие исламские качества, и которая может обеспечить ему стабильную и благополучную супружескую жизнь. Мусульманину следует помнить, что он выбирает не только невесту, но и мать своих будущих детей. Поэтому он не должен смотреть только на красоту девушки, в первую очередь необходимо, чтобы его избранница придерживалась истинной религии, обладала здравым умом и отличалась благочестивым нравом. По этому поводу Пророк (да благословит его Аллах и приветствует!) сказал: «При выборе супруги принимаются во внимание четыре фактора: ее богатство, знатность, красота и религия; ищи же ту, которая придерживается (заповедей) религии, в противном случае, ты окажешься в проигрыше» (аль-Бухари и Муслим).
Однако, наряду с необходимыми нравственными качествами, красота также относится к числу основных качеств, которых мужчина ожидает увидеть в праведной женщине, и одно не исключает другое. В хадисе Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует!) сказано, что если мужчина женится на женщине только из-за ее красоты или богатства, то его надежды не оправдаются. Но если возьмет ее в жены, учитывая ее праведность, то Всевышний одарит его и богатством и красотой, которые он ожидал видеть в своей супруге.
Желательно, чтобы избранница молодого мусульманина была девственницей. Тот факт, что она – его первая женщина, а он – ее первый мужчина, создает особые теплые отношения между супругами. По словам Пророка (да благословит его Аллах и приветствует!) девственницы бывают добродушными и честными. Между тем, это не означает, что нельзя жениться на разведенной женщине или вдове. Женщины, которые уже были в прошлом замужем, бывают порой намного лучше некоторых девственниц.
Будущему мужу желательно иметь сведения о семье избранницы. Ведь в хадисах сказано о том, чтобы мужчина, выбирая будущую супругу, учитывал ее происхождение, благородство и порядочность ее предков. Пророк (да благословит его Аллах и приветствует!) заметил, что следует остерегаться красивых женщин плохого происхождения. Нежелательно жениться на той, которая родилась в результате прелюбодеяния. В то же время, заметим, что мужчина получает вознаграждение, если женится на такой с намерением оградить свою будущую супругу от грешного общества и дурного его влияния, чтобы она соблюдала предписания Ислама.
Следует также учитывать способность будущей супруги рожать, так как дети являются плодом взаимной любви супругов, и их будущее во многом связано с детьми.
Мужчине нельзя жениться на родственнице по крови или по груди (молочная сестра). Запрещено жениться одновременно на двух сестрах, независимо от того, родные они по крови или по груди. Не рекомендуется жениться на двоюродной сестре, однако это не запрещено Шариатом. Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует!) сказал: «Не женитесь на близкой родственнице, поистине, ребенок рождается слабым»1. Это еще связано с тем, что они испытывают слабое сексуальное возбуждение друг к другу, особенно если они с детства росли вместе, что может отразиться на потомстве. Современные исследования свидетельствуют, что процент больных детей в подобных семьях выше обычного.
Ислам поясняет, какой должна быть будущая супруга, способная подарить мужчине счастье, детей, спокойствие и стабильность и наполнить его дом лаской и покоем, благодаря чему она может воспитать прекрасное поколение. Недаром Посланником Всевышнего (да благословит его Аллах и приветствует!) сказано, что лучшее из того, что Всевышний Аллах дает Своему рабу после уверования в Него, это праведная жена.
В хадисе также сказано: «Если будут приходить к вам те, религией и нравом которых вы останетесь довольны, выдавайте за них замуж (своих дочерей), а если вы не станете поступать так, то по земле распространятся великие искушения и пороки».
Супруги должны стремиться учитывать особенности возраста, физиологические особенности и взаимную совместимость. Когда двое вступают в брак, их намерения должны быть чистыми в смысле создания крепкого союза, свободного от случайных и временных целей.
Таким образом, Ислам рассматривает брак как очень серьезное обязательство, и он предписывает определенные меры для того, чтобы сделать супружеский союз как можно крепче и гуманнее.
§3. Помолвка и добрачные отношения
Согласно Шариату, помолвка – это представление мужчины и девушки друг другу, которые собираются жениться. Это является Сунной и совершается до акта бракосочетания. При помолвке определяется мнение девушки и ее попечителя: выясняется, согласна ли она выйти замуж за данного мужчину или нет. Согласие обеих сторон обязательно в Исламе.
С целью выбора спутника жизни, Ислам разрешает жениху и невесте видеться друг с другом. Но они должны учитывать и принимать во внимание следующие условия:
а) мужчине разрешается смотреть на лицо и кисти рук девушки, которую он намерен взять в жены, так как лицо и руки раскрывают физиологические особенности: здоровье, красоту и т.д. Допускается наблюдать за ее поведением. С этой целью Пророк (да благословит его Аллах и приветствует!) повелел смотреть на свою будущую спутницу;
б) разрешается разговаривать во время помолвки, т.е. выразить намерения обеих сторон (но без лишних, посторонних разговоров);
в) пожимать невесте руку и обнимать ее до акта бракосочетания жениху не разрешается;
г) жених с невестой не могут общаться и оставаться в уединении.
В настоящее время в некоторых семьях принято встречаться жениху с невестой наедине, якобы узнать друг друга лучше. Это в корне противоречит установкам Ислама. Статистика показывает, что семьи, где жених и невеста до заключения брака не проводили подобных встреч, намного устойчивее и менее подвержены распаду.
§4. Заключение брачного договора
Брачный договор (по-арабски «‘акду-з-завадж») – это священный договор, заключенный между двумя сторонами перед Аллахом, где договаривающиеся стороны берут на себя ответственность соблюдать все обязательства, возложенные на них Всевышним.
Как известно, Ислам уделяет большое внимание акту бракосочетания (никях). Следует отметить, что при нарушении хотя бы одного из необходимых условий акта бракосочетания, он считается неправильным, а, следовательно, недействительным. И дети, рожденные в подобном «браке», являются незаконнорожденными. Поэтому участники никяха должны быть внимательны и осведомлены о процедуре бракосочетания, которая будет правильной при наличии следующих четырех основных условий:
1. Обязательно наличие попечителя и его согласие на заключение брака. Доказательством этому служат слова Всевышнего Аллаха:
????????? ???? ??????
Смысл аята можно передать следующим образом: «Вступайте в брак с ними с дозволения их попечителей» (4;25. Тафсир аль-Джалалайн).
Попечителем по приоритету может быть отец невесты, дед невесты (со стороны отца), брат невесты (родной по отцу и матери или по отцу), сын брата невесты (родной по отцу и матери или по отцу), брат отца (родной по отцу и матери), брат отца, родной по отцу и т.д. При этом очень важно придерживаться последовательности. При отсутствии таковых, попечителем невесты должен быть имам мечети данной местности.
2. Согласие девушки. Девушка, выходящая замуж, должна дать на это свое согласие, так как именно ей жить со своим супругом в дальнейшем. Пророк (да благословит его Аллах и приветствует!) сказал, что разведенную женщину (или вдову) не выдают замуж без ее согласия (причем, она должна подтвердить это словами), не выдают также замуж девственницу без ее согласия1. Знаком согласия можно считать и ее молчание. Однако лучше, конечно, уточнить, что означает ее молчание – согласие или отказ.
Если же девственница выдается замуж отцом или дедом (со стороны отца), то они могут сделать это и без ее согласия, так как им виднее, с кем у нее лучше устроится жизнь. Они больше всех желают ей добра и ответственны за ее судьбу. Но следует учесть тот факт, что в подобном случае, выдающие дочку отец или дед должны быть справедливыми (‘адиль), т.е. соблюдающие канонические требования Ислама, не совершающие постоянно большие грехи и выдающие дочку замуж действительно ради ее же блага. Если отец или дед не являются таковыми или есть сомнения в этом, то необходимо обратиться к имаму с целью решения этого вопроса.
3. Наличие свидетелей. Необходимо иметь, как минимум, двух свидетелей. Сообщается, что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует!) сказал: «Брак заключается только при наличии и с согласия попечителя и наличии двух (минимум) беспристрастных свидетелей» (Ибн Маджа).
4. Сама процедура заключения брачного договора, при которой должны учитываться определенные условия. Она может проводиться на любом языке, однако обязательно, чтобы свидетели понимали смысл произносимых слов.1
Попечителю невесты и свидетелям предъявляются следующие требования:
- они должны быть мусульманами;
- достигнуть половой зрелости, способными контролировать свою речь и поступки, а также соблюдать требования Ислама;
- быть достойными, т.е. соответствующими высокой морали и чисты в намерениях.
Кроме того, свидетели не должны быть лишены таких качеств, как слух, зрение, речь и здравый рассудок.
Этика акта бракосочетания
Чтобы брачный договор проходил в полном соответствии с Шариатом, рекомендуется соблюдать следующие правила:
1. До заключения брачного договора, как мы уже отметили, помолвка должна совершиться в присутствии попечителя.
2. Рекомендуется, чтобы стороны - и выдающая невесту, и принимающая - начинали брачный договор с восхваления Всевышнего Аллаха и благословения Пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует!).
Также восхваляют Аллаха и благословляют Его Посланника (да благословит его Аллах и приветствует!) и перед помолвкой.
3. Хорошо заранее известить девушку о браке и показать ей будущего супруга.
4.Желательно, чтобы с обеих сторон присутствовали еще несколько человек, помимо обязательных двух свидетелей.
5. Молодые должны отдавать себе отчет в том, что, заключив брак, они, прежде всего, выполняют свой долг перед Аллахом и следуют Сунне Пророка (да благословит его Аллах и приветствует!) с целью избежать прелюбодеяния и других грехов, а также обрести ребенка и получить остальные вышеупомянутые блага, а не только удовлетворяют физиологические потребности.
6. Желательно, чтобы акт бракосочетания заключался имамом мечети, и время его заключения пришлось на месяц шавваль по лунному календарю. Супруга Пророка ‘Айша (да будет доволен ею Аллах!) сказала: «Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует!) женился на мне в месяц шавваль и имел близость со мной в шавваль»1.
Следует отметить, что в настоящее время в нашем обществе довольно часто встречаются случаи, когда жених и невеста (или один из них) не соблюдают предписания Ислама. Они вовсе не знают, что такое вера, религия (иман и Ислам), не молятся и т.п., а просто являются этническими мусульманами (т.е. верят в Аллаха и Пророка). Таких людей необходимо обучить предписаниям Ислама до заключения брачного договора. Совершив омовение, они должны раскаяться (т.е. совершить тавбу), произнести формулу принятия и подтверждения Единобожия - шахаду и иметь намерение возместить пропущенные намазы, посты и т.п. Таким образом они становятся истинными мусульманами, и впредь должны соблюдать все требования Ислама.
Помимо этого, если человек, употребляющий спиртные напитки и другие психотропные вещества, не бросит их до заключения брака, то его организм не очистится от содержащихся в нем остатков этих веществ, что может вызвать ряд плачевных последствий. Так, если в течение сорока дней после последнего употребления им спиртных напитков, наркотических и других психотропных веществ, произойдет зачатие ребенка, то мутация, произошедшая на уровне ДНК, отражается на ребенке, и он может родиться как с физическими (болезненность, слабость и т.п.), так и душевными (плохой нрав и т.п.), и умственными нарушениями. Это в равной степени относится и к мужчине, и к женщине.
§5. Махр (подарок невесте)
При вступлении в брак супруг выплачивает жене махр (букв. выкуп). Определить махр при бракосочетании, даже если он совсем мал, является важной Сунной, и его уплата установлена законом как подарок для невесты. Если же он не определен в брачном договоре, акт бракосочетания все равно считается действительным.
Следует отметить, что отождествление махра с калымом, который представляет собой выкуп за невесту, выплачиваемый ее семье, ошибочно. Из-за внешнего сходства с махром, калым, являющийся пережитком древних обычаев, сохранился у многих народов и после принятия Ислама. Махр же принадлежит только жене, и его выплата является обязательным условием для мужа.
Махром может быть любое имущество. Согласно Сунне, рекомендуется, чтобы он составлял не менее 34 и не более 1700 граммов серебра. Поэтому, по мнению многих ученых, если мужчина назначит махр меньше 34 граммов серебра, жена имеет право потребовать 34 грамма полностью1. И если сумма, назначенная ей брачным договором, так мала, что не может считаться махром, то это равносильно его полному отсутствию. С другой стороны, приравнивать этот случай к тому, когда махр совсем не назначается, нельзя, так как иногда может случиться так, что женщина даст мужчине согласие стать его супругой без всякого махра, из одной лишь любви к нему. Однако имам аль-Бухари (да смилуется над ним Аллах) приводит следующие слова Пророка (да благословит его Аллах и приветствует!): «Найди, даже если это будет железное кольцо (для махра)». Из этих слов мы видим, что для неимущего, бедного человека махр может быть заменен даже простым железным кольцом, и это лучше, благоразумнее, нежели остаться без семьи и детей.
Известен такой случай. Пророк (да благословит его Аллах и приветствует!) поженил одного из своих сподвижников на одной мусульманке. Когда у этого человека не оказалось ничего для махра, Пророк (да благословит его Аллах и приветствует!) спросил о том, знает ли он что-нибудь из Корана наизусть. Тот ответил, что знает некоторые суры, и Пророк (да благословит его Аллах и приветствует!) велел ему жениться на этой женщине, определив в качестве махра обучение ее тому, что он знает из Корана. Основываясь на этом, ученые вынесли решение, что, женившись таким образом, человек должен обучать свою жену Корану. Все это допускается только в том случае, если женщина будет согласна с таким махром1.
Махр фиксируется при обоюдном согласии сторон, независимо от того, каким он является по характеру, размеру и сроку исполнения. Если жених и невеста не могут договориться о махре, то его может определить тот, кто совершает акт бракосочетания. В таком случае махр будет такой, какой определяется женщинами в данном регионе.
Если махр вовсе не упоминался во время брачного договора, то он устанавливается в размере, равной минимальной величине, принятой в данной местности. При этом учитывается возраст, ум, красота, воспитание, целомудрие и непорочность невесты1. Девушке нежелательно назначать большой махр, который может поставить супруга в затруднительное положение. В хадисе сказано, что лучшая из женщин это та, которая и сама красива, и назначает легкий махр.
§6. Свадебный ритуал
По Шариату свадьба является Сунной, и играть ее разрешается. Однако нет таких вещей, которые бы не имели границ дозволенного и запретного, поэтому необходимо знать, что называется свадьбой в соответствии с Шариатом. Смысл свадьбы заключается в проявлении радости, и она дозволена. Человеку свойственно радоваться, если, например, кто-то возвращается домой издалека, если рождается ребенок, женится сын или дочь выходит замуж и т.д.1
У каждой нации и народности существуют свои обычаи и традиции проведения свадебной церемонии. Свадьбы, которые современные мусульмане играют, подражая далеким от Истины людям, и то, что они опустились до такого уровня, проявив пренебрежение к нормам и предписаниям Ислама, является одним из самых позорных нововведений нашего времени. Оно, к большому сожалению, распространилось и у нас. Свадебные торжества без запретных парных танцев, без музыки и пения, возбуждающих чувства и страсти человека, без употребления спиртных напитков даже перестали считаться свадьбами.
Во-первых, как мы уже сказали, на этих сборищах употребляют запрещенный Шариатом алкоголь. А ведь наказание и проклятие Всевышнего и Его ангелов ложится на каждого, кто изготовил, продал, купил и выпил его. Во-вторых, мужчины и женщины на таких увеселениях танцуют, подобно перемешавшимся в стаде овцам. Это также запрещено Шариатом. Если Шариат не разрешает даже смотреть в глаза чужой женщине, то, что же говорить о том, когда мужчины разглядывают ее во время танца? Действительно, говорят, что легче ребенка оторвать от груди матери, нежели отучить человека от привычки. Воистину, это так! У дагестанского народа нет более дикого обычая, чем подобные танцы на свадьбах. В-третьих, сколько из находящихся на свадьбе людей вспоминают о времени намаза? А о том, как женщины, которым дозволено прихорашиваться только для мужа, одеваются на свадьбу, даже говорить не стоит.1
Поэтому считаем уместным, описать здесь еще раз свадьбу, соответствующую нормам Шариата и то, что говорит по этому поводу в хадисах Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует!). Для того, чтобы избавиться от названных и многих неназванных моментов, которые выражают непокорность Всевышнему, нам необходимо понимать исламскую религию, с тем, чтобы и свадьба и любое другое деяние стала причиной довольства Всевышнего и проявлением покорности и повиновения Ему. Ведь мы имеем возможность расходовать средства, данные нам Аллахом, на пути добра и милостыни, и почему мы должны их тратить на запретные деяния, проводя свадьбы подобным образом.
По Шариату разрешение для свадьбы дается следующим образом. Каждый, исходя из своих возможностей, режет скот: кто быка, кто овцу, кто петуха или курицу, готовит соответствующую еду и созывает гостей. Мужчины и женщины должны собираться и веселиться отдельно друг от друга.
Целью организации свадебных торжеств является объявление людям о предстоящем бракосочетании. Само же объявление состоит из двух частей: подачи свадебного угощения и песнопений в сопровождении бубна.
Что же представляет собой свадебное угощение?
Это еда, приготовленная для угощения гостей, выражая радость бракосочетанию жениха и невесты. Оно, как и в случаях рождения ребенка, совершения ему обрезания, возвращения с путешествия, новоселья, завершения чтения Корана и т.п. является законным действом, установленным Шариатом как Сунна. Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует!) сказал: «…устраивай свадебное угощение, хотя бы зарезав овечку» (Муслим). В этих словах содержится повеление следовать его благородной Сунне.
Организовать угощение можно сразу после акта бракосочетания (никяха). В нем заключено много пользы: оно способствует тому, чтобы мусульмане жили в согласии и дружеских отношениях друг с другом, также укрепляет узы мусульманского братства.
Устраивать угощение необходимо исходя из своих возможностей, и конкретно установленного Шариатом для расходов количества средств не существует. Имамы всех богословско-правовых школ (мазхабов) утверждают, что из этикета проведения свадебного угощения является, чтобы в нем присутствовали не только богатые люди, но и другие. Независимо от социального положения новобрачного, следует пригласить на свадебные торжества родственников, соседей, богобоязненных друзей и знакомых мусульман. Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует!) сказал: «Худшая еда – это та, которая приготовлена для свадебного угощения, куда созваны только состоятельные люди, оставив бедных в стороне» (аль-Бухари).
В эпоху невежества (джахилийи) существовал такой обычай, что на свадьбу приглашали только богатых людей и не созывали бедных и неимущих, а Ислам упразднил этот плохой и недостойный обычай. Мусульманин является братом мусульманину, и они подобны единому телу, и нет преимущества у богатого над бедным, у белокожего над чернокожим, у сильного над слабым, кроме как в богобоязненности, ибо Всевышний сказал, что самый почитаемый из людей перед Ним – это наиболее богобоязненный.
Когда женился Пророк (да благословит его Аллах и приветствует!), он и сам устраивал свадебное угощение. В некоторых случаях он резал овцу, в других случаях угостил финиками и ячменной или пшеничной кашей. И, следовательно, для нас также организовывать торжества, расходуя на это чрезмерные средства, является запретным расточительством, и в таком случае оно станет чревато неприятными и опасными последствиями.1
Посланник Всевышнего (да благословит его Аллах и приветствует!) отмечает, что если жених пригласил на свою свадьбу гостей, то для него: «Угостить людей в первый день является обязанностью, во второй день – Сунна, а в третий день – это уже совершенное ради славы мирской…» (ат-Тирмизи). И соответственно отвечать на приглашение в первый день – обязанность для приглашенного, во второй день – Сунна, а в третий – нежелательно.
Если даже приглашенный соблюдает пост-сунну, то по настоянию хозяина, он может прервать пост, который он не должен возмещать. Для него лучше будет разговеться, ибо это доставит хозяину радость и удовольствие. Если даже он отведает всего лишь кусочек еды, он тем самым все равно выполнит Сунну Пророка (да благословит его Аллах и приветствует!). А после еды желательно прочесть мольбу (ду‘а). Однако если он соблюдает обязательный долговой пост, то следует поблагодарить хозяев и совершить для них хорошую мольбу, прося им прощения грехов и благодать Всевышнего Аллаха.
Человек, который получил приглашение на свадьбу, должен принять его, если для отказа нет уважительных причин, так повелел нам Пророк (да благословит его Аллах и приветствует!). Потому что отказ от принятия приглашения может привести к разладу и вражде между мусульманами. К примеру, если приглашенный знает, что на свадьбе будут нарушены предписания Шариата (спиртное, парные танцы и т.п.), тогда ему не следует идти туда, а если все-таки пошел, то необходимо возвращаться назад, как только представится возможность для этого. Пророк (да благословит его Аллах и приветствует!) запретил сидеть и находиться в компании, которая распивает спиртные напитки и совершают непристойные деяния. Однако, если ему известно, что в его присутствии нарушений не допустят, он обязан участвовать в торжествах. В хадисе сказано, что тот, кто безосновательно отказался принять приглашение, он ослушался Всевышнего Аллаха и Его Посланника (да благословит его Аллах и приветствует!). Следовательно, принять приглашение на свадьбу – обязательно, а отведать там что-либо из еды – желательно.
Если в одно и то же время кого-то пригласили на два разных торжества, то в первую очередь необходимо пойти к тому, кто живет поближе, по соседству с ним. А если совпало время проведения двух свадеб, то следует вначале пойти к тому, кто пригласил раньше, а затем и ко второму.
Играть в бубны на свадьбе, то есть выражать радость таким путем также является Сунной. Также можно петь песни и декламировать стихи, в которых нет слов о распутстве и пошлости. Можно шутить, припоминать о славе и героизме благочестивых предков, рассказывать веселые истории, в которых нет места хуле (гибат), клевете (бухтан), сплетням и лжи. Также можно петь мавлиды, песни, призывающие людей к добру. Разрешается танцевать, при этом опять таки мужчины и женщины должны веселиться отдельно друг от друга. Все это должно происходить без принятого ныне приглашения музыкантов и певцов. По окончании такого веселья и угощения следует произнести мольбу для хозяина свадьбы и разойтись.
Как видно из приведенного выше, для нас не составит никакого труда отмечать свадьбу, не выходя за рамки дозволенного Исламом, дабы благодать (баракат) свадьбы достался и супругам, и родителям, и будущим детям.
Мудрость объявления о бракосочетании окружающим заключается в том, что всем становится известно, что данная пара с этих пор является законными супругами и дать им знать, что нечто, ранее запретное, для каждого из молодоженов стало разрешенным, а также нечто разрешенное – запретным. Ведь, как известно, брачный договор разрешает супругам интимные отношения, а мать невесты становится для жениха запретной (т.е. ему уже никогда нельзя на ней жениться) так же, как и отец жениха для невесты.
Несколько слов следует сказать о передаче невесты в дом жениха. Поскольку это очень важный момент в свадебном процессе, каждый из супругов должен соответствующим образом подготовиться к нему. С этого момента жених становится мужем, ответственным за свою семью, а невеста из капризной девчонки превращается в ответственную жену, благодаря чему каждый из них узнает о том, что им предстоит и какова доверенная им ответственность.
Богоугодным делом считается и поздравление новобрачных. При поздравлении необходимо стараться подбирать изящные, красивые слова и выражения и произносить их искренне. Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует!) поздравлял таким образом:
«Пусть Аллах благословит тебя и твой брак и сеет среди вас добро!» (Муслим).
При поздравлении хорошо преподнести подарок, пусть даже и незначительный, так как, по словам Пророка (да благословит его Аллах и приветствует), подарки увеличивают любовь друг к другу и смягчают сердца.
Именно так должна выглядеть дозволенная Шариатом свадьба.
Более подробно на
http://assalam.ru/lib/podarok000.shtml
Комментариев нет:
Отправить комментарий